В ряду различных BTL-акций дегустации занимают особое место. Они привлекают огромное число людей и требуют особо тщательного подхода к организации.
Что такое дегустация? Самый быстродействующий способ рассказать о продукте. Никакая реклама, никакой текст и видео не передадут ощущения вкуса. Его можно понять, только ощутив. Именно на этом и строятся промоакции с дегустацией, в ходе которых потребителю дают самому попробовать образец еды или напитка.
Цель дегустаций – ознакомить аудиторию с продуктом, сформировать импульс к ее покупке и по возможности «затянуть» участника в постоянное потребление данного продукта. Очень полезны при выводе новых позиций на рынок. Проводятся дегустации обязательно в местах продажи – чаще сего в крупных розничных сетях.
Почему дегустации эффективны?
В первую очередь потому, что дают моментальное и точное представление о главном свойстве продукта, влияющим на мотивацию купить, – вкусе. Кроме того, есть некоторые аспекты психологии, на которых строится эффект.
- Потребитель вовлекается в действие;
- Получает подарок (с психологической точки зрения);
- Получает новый опыт;
- Неожиданное и приятное разнообразие в рутинном походе в магазин;
- Чувствует себя обязанным перед «дарителем» (срабатывает не всегда, но у многих людей), то есть может купить продукт, чтобы не ощущать себя неловко.
Особенности организации
Организацияbtl акций с дегустацией действительно требует особого подхода. Учитывается огромное количество факторов. В рамках небольшого текста вряд ли реально рассказать о тонких нюансах, но общие черты таковы:
Выбор продукта. Он должен быть:
- Доступным по цене;
- Продуктом массового спроса;
- Предметом не разовой, а повторяющейся покупки;
- Уместным к сезону (квас зимой «не зайдет», даже если он волшебен на вкус).
Выбор места и времени. Подходят:
- Пиковые часы посещаемости магазина;
- Торговые организации с большой проходимостью;
- Торговые организации, где обязательно присутствует продукт.
Демонстраторы. К ним предъявляется ряд жестких требований:
- Отличные коммуникативные навыки;
- Умение запомнить всю информацию о продукте и отвечать на вопросы о ней;
- Чистоплотность, аккуратный внешний вид;
- Стрессоустойчивость;
- Обязательно наличие санкнижки;
- Умение правильно нарезать и представить продукцию;
- Организованность в процессе замены использованного инвентаря (вилок, шпажек, тарелок) на новый, обеспечение достаточного количества образцов.
При планировании дегустации необходимо также учитывать массу деталей, связанных с форматом акции: потребитель испытывает сенсорный опыт. Его не должно ничего отвлекать. Например, нет смысла предлагать гостю соус на пельмене – это заставит его захотеть скорее пельменей, чем соус.
Нельзя располагать промостенды рядом с объектами, которые издают сильные посторонние запахи: аппаратами для попкорна, грилями, отделами кулинарии в супермаркетах, рыбными отделами.
Необходимо подбирать подходящую к продукту и эстетичную посуду. Наконец, даже умение красиво порезать продукт важно, кривой кусок аппетита не вызывает. Задействовано еще и зрительное восприятие, и обоняние…
И, естественно, все должно быть ПРЕДЕЛЬНО чисто и гигиенично.
Это только остов, костяк. Проведение промо дегустации сопряжено также с активной работой по согласованию времени и места, сбору документов, подтверждающих санитарно-гигиеническую безопасность, подготовке инвентаря, доставке его на место, разработке графика событий, сбору информации (анкетирование попробовавших продукт), подготовке отчетов...
Инвентарь это не только упомянутые стаканы-тарелки-вилки, но и собственно промостенды (рабочие места демонстрационных групп), форма одежды, раздаточные материалы…
Имеются тонкости. Например, в Ростове-на-Дону в районе Нахичевани 90% жителей армяне. Будет чудовищно плохой идеей проводить там дегустации азербайджанских кутабов.
Есть подводные камни в виде особенностей нашего потребителя. Дегустация не подразумевает участие только целевой аудитории– к стендам подходят все. Существуют категории людей, которых проще всего назвать, простите, халявщиками: они идут просто угоститься на дармовщинку. Случаются и казусы. Пример из жизни: немолодая дама пыталась пересыпать печенье из банки, стоящей рядом с демонстратором, к себе в сумку. Той самой банки, из которой раздавались образцы! На замечания реагировала истерически, пришлось вмешаться охране... И таких случаев немало, а значит, при планировании стоит предусматривать еще и вопросы безопасности. Люди есть люди.
Уже из этого краткого описания понятно, что браться за такую задачу должны опытные профессионалы.
Искусство делегировать
Btl– агентство – именно та организация, которая избавит заказчика от перенапряжения. Если компания намеревается провести дегустацию, то в сотрудничество с опытными профессионалами есть жирнейший плюс: они не забудут ничего, никакой мелочи. Кроме того, агентство имеет собственный персонал, также опытный, - как мы написали выше, к нему также предъявляются особые требования.
Работают специалисты по договору и берут на себя ответственность за успешную организацию, они могут посоветовать лучшие варианты, лучшие места и так далее. Опыт позволяет избежать ошибок.
Мы, BTL – агентство TREND, на этом рынке более десяти лет. Так и тянет скаламбурить: на организации акций собаку продегустировали! И мы с радостью проведем для вашей компании качественную, эффективную промо дегустацию, которую с лучшей стороны запомнят потребители. Наша география – Краснодар и Краснодарский край.